Музыкальная литература (лат. musica litteris) — предмет, изучающийся в средних и высших музыкальных учреждениях. Основа предмета — изучение творческой деятельности, а также биографии композиторов, являющихся классиками в мировой музыке.
Предмет «музыкальная литература» — достояние исключительно отечественной системы музыкального образования. Система музыкального образования в России исторически сложилась как трехзвенная: музыкальная школа — училище — ВУЗ. Каждое звено выполняет определённую функцию: музыкальная школа обеспечивает общее музыкальное воспитание, училище и ВУЗ — профессиональное обучение.
Современная модель музыкального образования окончательно сформировалась к концу 30-х годов XX века, когда произошло расслоение на низшую, среднюю и высшую ступени. В дореволюционной же практике обучения музыке прочное место занимали частные уроки по игре, пению или композиции. При этом музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений учащиеся, как правило, не получали. Лишь отчасти восполнить этот пробел помогали публичные лекции, устраивавшиеся в Петербурге с 1830-х годов. Большую роль в распространении музыкальной культуры сыграли также музыкальные классы при средних и высших образовательных учреждениях, гимназиях, училищах, университетах. Особо необходимо отметить женские закрытые институты, система обучения которых включала не только игру на инструменте, но и сольфеджио, гармонию, педагогическую практику. Подобная схема впоследствии была положена в основу учебного плана консерваторий, где одним из важнейших предметов учебного плана стала история музыки.
