Дутор

Дутор ( персидский : dwtạr ) — традиционный двухструнный музыкальный инструмент , встречающийся в Центральной Азии , Иране и Южной Азии . Название переводится с персидского как «две струны» (<dw du  — «две», tạr tār   «узкий»), но у гератского dutori четырнадцать струн. Дутор появился примерно в 15 веке.

Дутор(персидский — две струны) — 1) струнный национальный музыкальный инструмент. Распространен среди узбекского, таджикского, уйгурского, туркменского и каракалпакского народов. Узбек Ди отличается от других инструментов своим нежным, элегантным и сочным голосом. В основном изготавливается из тутового и абрикосового дерева. Резонатор прибора состоит из 8-12 тонких пластин (ребер), склеенных между собой. Верхняя, открытая часть черепа прикрыта тонкой крышкой, а череп соединяется с рукоятью через зев. На длинную и тонкую ручку Д. крепится 13-17 портьер. Кости и жемчуг выгравированы на черепе и рукоятке. Струны изготовлены из шелковой нити. Они установлены на Танавор сози (кварта), Муноджот сози (квинтет), Коштор сози (унисон). У уйгуров Д. в более крупной форме, в Туркмении только тип резьбы (выемки), В Хорезме и Каракалпакстане наряду с черепами ребер встречаются мелкие резные виды. Д. – солист и соучастник, что требует от музыканта большого исполнительского мастерства. В Д. встречаются такие способы исполнения, как одиночная татуировка, двойная татуировка, татуировка на запястье, бидратма, обратная татуировка. Первые письменные сведения о Д. можно найти в брошюре современника Навои Зайнулобидина ал-Хусейни «Научно-практические правила музыки» (глава 16). В XVI и XVII веках в источниках сохранились имена музыкантов, сочинявших под псевдонимом «Дуторий» (таких как Юсуф Мавдуди Дуторий из Герата, Миркулий Дуторий из Мешхеда). В настоящее время специфические стили национального исполнения Д. нашли отражение в 4-х основных школах (андижанской, ташкентской, самаркандской и хорезмской). Среди представителей андижанской школы в 20 веке были Дорип Дуторчи, М. Нажмиддинов, О. Рустамов, К.Джабборов, в Фергане Козихан Мадрахимов исполнил «Нолыш», «Чабан», «Андижан курди», «Андижан Сайгали», «Верблюд Серый», «Коштор»; Среди крупных представителей ташкентской школы – Солихон Ходжи, А. Вахобов, Ф. Содиков, М. Юнусов, Т. Алиматов, 3. Обидов, С. Юлдашев, «Шароб 1, 2», «Шафоат 1, 2, 3». », «Ташкент Сайкали», «Ташкент Курди», «Раджабий 1, 2», «Кураш», «Дутор Байоти», «Дутор Навоси»; «Гулузорим», «Малыш», «Бозургоний», Гуллар Водийси»; N Классические мелодии «Корадали», «Аликамбар», «Сагылы наво» исполняли Болтаев и Ю. Джабборов из хорезмской школы, среди узбекских композиторов Н. Гасанов «Вишня», Ф. Содиков «Дуторим», С. Юлдашев «Дил куйласын», 3. Обидов «Горная красавица», О.Касымов «Янгра созым» для Д. 2) дутор-альт — тип традиционного Д., сформировавшийся в 1930-е гг. Проволоки изготовлены из капрона (или других полимерных нитей). На рукоять наклеены цветные деревянные или костяные мембраны. В его репертуаре в основном народные мелодии, переработанные (гармонизированные) узбекскими композиторами, а также произведения, исполняемые под аккомпанемент фортепиано. На основе этого Д. (адаптированного к оркестру узбекских народных инструментов) были разработаны разные виды Д. (Д. — бас, Д. — контрабас). Проволоки изготовлены из капрона (или других полимерных нитей). На рукоять наклеены цветные деревянные или костяные мембраны. В его репертуаре в основном народные мелодии, переработанные (гармонизированные) узбекскими композиторами, а также произведения, исполняемые под аккомпанемент фортепиано. На основе этого Д. (адаптированного к оркестру узбекских народных инструментов) были разработаны разные виды Д. (Д. — бас, Д. — контрабас). Проволоки изготовлены из капрона (или других полимерных нитей). На рукоять наклеены цветные деревянные или костяные мембраны. В его репертуаре в основном народные мелодии, переработанные (гармонизированные) узбекскими композиторами, а также произведения, исполняемые под аккомпанемент фортепиано. На основе этого Д. (адаптированного к оркестру узбекских народных инструментов) были разработаны разные виды Д. (Д. — бас, Д. — контрабас).